Илья Кондрашов в прошлом году доехал до Анадыря на 3х Nissan Patrol подготовленных в Artic Tracks. В тех местах ездят только на гусеничном транспорте. И не так давно написал вот такой текст:
В этом году поступает много вопросов про зимние поездки по северам.
Кто-то знает тему и задает конкретные практические вопросы, а кто-то совсем плохо представляет о чем речь.
Вот одним таким обратившимся гражданам из славной Германии я и написал развернутое письмо об особенностях экспедиций по российскому Крайнему Северу на автомобилях, выдержки из которого решил опубликовать здесь.
Будет теперь на что ссылаться в начале следующей подобной беседы
Нужно отметить, что люди спрашивали о возможности проезда в Петропавловск-Камчатский из Анадыря, поэтому в тексте есть немного конкретики.
Первое, что нужно понимать – весь российский Крайний Север – это мало того, что пограничная зона с оформлением соответствующих пропусков в ПУ ФСБ, так он еще и ведомственный.
Это означает, что совсем в глухих местах, там где никогда не было магистральных обслуживаемых зимников, все транспортные пути реализовывают между собой и для себя различные компании, государственные и частные.
Местное население крайне малочисленно и малоактивно (на ВСЕЙ Чукотке живет около 50 тыс.человек, из них 13 тыс. в Анадыре), большинство живет около предприятий по добыче полезных ископаемых, живут за счет этих предприятий и не имеют возможности самостоятельно обслуживать свои зимники.
Все эти предприятия что-то добывают, нефть, газ, минералы, золото, олово и пр.
Более того, эти предприятия порой вообще закрывают доступ в регион без специальных пропусков. Например, Лукойл в Ямало-Ненецком АО или Газпром и Роснефть на Ямале.
На Чукотке действуют в основном золотодобывающие артели. Они пока не закрывают доступ посторонним, но вот получить информацию где, как, какого качества прокладываются зимники очень тяжело.
Информация эта крайне важна, ибо в прошлом году артель ездила своим транспортом между своими шахтами вот так, а в этом году она так не ездит или делает зимник в соответствии со своими нуждами например, тупиковым. Такое встречается сплошь и рядом.
Более того, наш опыт подсказывает, что подавляющее большинство «местных» информацией о зимниках и возможностях проезда не обладают в принципе, хотя и считают что всё знают, потому что живут там.
В реальности такой информацией обладают буквально считанные люди на местах «на земле» (в артелях, в дорожных управлениях и пр.) и к ним нужно найти выход и убедить их вам это рассказать. Это непросто.
От Певека в сторону Эгвекинота (два крупных порта в регионе) в принципе так или иначе есть транспортный путь. В прошлом году он шел через крупное месторождение золота Валунистый напрямую, а в этом по берегу океана через мыс Шмидта. Это совершенно разные направления.
Какие есть поселки на этом пути, где производится добыча, где можно найти топливо, где можно рассчитывать на помещение для ремонта, где стоят базы дорожников – всю эту информацию очень непросто найти.
Чтобы просто достать карты со всеми актуальными местами обитания человека, придется проделать большую работу – в интернете в свободном доступе вы такой карты просто не найдете.
Например, долганский поселок Попигай на ВСЕХ известных картах располагается не там где он есть на самом деле, а с погрешностью, на секундочку, километров в 200. Учитывая, что единственный поселок на 500-километровом пути из Якутии в Хатангу, то не зная о его местонахождении, можно круто попасть.
Если вы собираетесь передвигаться не только внутри большого города или поселка, то большой проблемой на Крайнем Севере является топливо.
Привычных заправок здесь нет ни в каком виде. Иногда это бочка у шахты, иногда это розовая солярка в котельной маленькой деревни у чукчей. Нужно знать где это, чтобы рассчитывать запас топлива.
Например, на Таймыре после года тяжелой подготовки мы выяснили, что на участке в 500 км нет абсолютно ничего, ни топлива, ни жилья, ни шахт, ни вахтовых поселков, НИЧЕГО. Лишь ледяная пустыня. Не было ни зимника, не было даже колеи, просто целина. И мы бились, порой дневной пробег составлял 20 км. Расход был примерно 100л/100км, пришлось заранее (еще летом) искать и с трудом договариваться с единственным местным водителем-долганом на КАМАЗе-Сайгаке о сопровождении с топливом в бочках.
Таких ньюансов много.
О зимниках.
Что вы знаете о них?
Зимник бывает не только чищенной красивой ледяной дорогой, каким его представляет большинство. И даже не просто набитой многими грузовиками колеей видной до горизонта, часто это просто направление, лишь изредка читаемое и часто теряемое. Например вот, это Чукотка и таких впереди 200 км.
Ведро на вешке обозначает поворот, чтобы было понятно хотя бы направление после пурги.
О пурге. Насколько вы понимаете что это?
Пурга на Крайнем севере зимой – регулярное явление, обычное дело. Вы обязательно в нее попадете.
Пурга завораживает, внизу дует страшный ветер видимость может быть не больше 1 м, а наверху видно звезды.
Порой дуть может очень сильно – запросто 30 м/с. Это такой силы ветер, когда на ногах сможете с трудом или вообще не сможете. Нужно понимать, что при этом за бортом может быть и –30ºС и при таком ветре ощущаемая температура будет около –80ºC. Одежды выдержать такое еще не изобретено.
Такая пурга может продолжаться день, а может быть не переставая и неделю запросто.
Ехать в таких условиях нельзя, ничего не видно, опасно даже отходить далеко от машины, можно не найти путь обратно.
Вы готовы к пурге? Одежда? Спальные места в авто? Приготовление пищи в авто? Сама машина? В пургу через любые уплотнители снег набивается буквально везде. Встанете в плохом месте, машину полностью заметет по крышу за несколько часов, примеров масса:
Пурга заметает любую дорогу за час. После этого пустыня куда не посмотри. Ни колеи, ни даже направления.
Вы готовы к тому, что на побережье океана спокойно гуляют сотни белых медведей? Не знаю как в кино, знаю как обстоит дело на самом деле.
800-900 кг чистого веса, до 4-5 м высотой когда стоит. Этот зверь может запросто вспороть ваш авто одним движением.
В отличии от небольшого бурого медведя белый вполне себе охотится на человека. В поселениях на чукотском берегу погибают люди ежегодно. Кого-то он просто ломает, а кого-то утаскивает на лед в океан и успевает обглодать до того как спохватятся охотники.
Как вы предполагаете ночевать на берегу океана?
Эгвекинот–Анадырь есть гусеничная вездеходная колея, в хорошую погоду её видно. Т.е. тут ездят только вездеходы, не ходит в принципе даже грузовая колесная техника типа «Урал». Вездеходы вот такие, военная техника:
При плохой погоде лишь этот участок в 200 км можно колесами проходить неделю.
От Анадыря на Петропавловск-Камчатский проезда нет. Никакого, ни колеи, ни направления, ни даже гусеничных вездеходов.
Здесь никто и никогда не ездил. Ни на чем. Ни местных, ни службы спасения, ни ведомственный транспорт. Никого.
Это две абсолютно независимых административных единицы – Чукотка и Камчатка. У них почти нет никаких хозяйственных отношений. Нет и грузопотока. Нет грузопотока – нет никаких траспортных сухопутных связей.
На этом участке нет добычи полезных ископаемых, практически нет жилья. А там где есть жилье, то туда завозят всё летом по реке и зимой вертолетом. Нет топлива, любой форс-мажор приведет к трагическим последствиям.
Проезд из Анадыря в Петропавловск-Камчатский на колесах представляется весьма непростым даже местным полевым геологам на соответствующей гусеничной технике и при соответствующем опыте и знаниях.
Я не пытаюсь вас запугать, я лишь пытаюсь отнестись к вашим планам со всей ответственностью и разумностью.
Север в России не терпит ошибок.
Вспоминаем широко разрекламированную экспедицию итальянцев на Iveco в 2008-м, они планировали проехать чуть ли не по всему побережью Северного-ледовитого, а не смогли даже пересечь Урал. Абсолютное незнание того куда собираются ехать. Сайт у них был
http://www.oltre.mobi, но они там удалили уже всё, видимо чтобы не позориться.
Вспоминаем и про Матиаса Эшке на Jeep Wrangler, который при многочисленных ошибках в подготовке шел из Певека к Беринговому проливу 2 (два!) года.
Подумайте. И удачи.
Вот такое письмо.
В ответе я получил только одну строчку:
Kokoi imeno utshastok neprochodim i potshemu?
Ох уж эти буржуины